Страховщики оценили перспективы использования телематики и мобильных решений в страховании
Потенциальные возможности страховых компаний в сфере использования телематики и мобильных решений обсудили участники круглого стола, организованного международной консалтинговой компанией Accenture. Эксперты Accenture и представители крупнейших российских страховщиков рассмотрели международный опыт применения технологий и перспективы их развития с учетом специфики российского рынка. В мероприятии также приняли участие представители НИС ГЛОНАСС и Цезарь Сателлит.
«Использование телематики в страховой отрасли является важным инструментом решения новых задач, которые диктует рынок», – уверена эксперт Accenture Илариа Биссако. Технологии телематики позволяют страховщикам сдерживать рост затрат, в том числе за счет эффективного выявления случаев мошенничества, предлагать клиентам новые продукты, совершенствовать процесс отбора рисков. По словам эксперта, на данный момент использование телематики в сфере страхования довольно ограничено, но уже сложились предпосылки для ускоренного развития этого рынка: стоимость «черного ящика» и связанных с ним услуг постепенно снижается, в то время как клиенты все более склонны делиться своими персональными данными для получения скидок. Так, согласно исследованию Accenture, 82% клиентов готовы попробовать продукты с телематикой, если это позволит им сэкономить на страховке. Кроме того, развитию рынка способствуют законодательные инициативы. Сейчас в Евросоюзе рассматривается директива, которая закрепит обязательную установку «черного ящика» в новых транспортных средствах с 2015 года. По прогнозам, к концу 2015 года более 20% всех транспортных средств будут оснащены телематическим оборудованием.
По словам старшего менеджера Accenture Алессандро Секки, использование телематики требует от страховщиков внедрения новой операционной модели. Спикер представил основные сферы использования технологий телематики страховыми компаниями. Одно из главных направлений – создание новых, выгодных для клиентов продуктов на основе данных об индивидуальных особенностях эксплуатации автомобиля. Телематика позволяет сегментировать клиентскую базу и предлагать персонализированные тарифы, такие как PAYD (“Pay as you drive” – расчет стоимости полиса в зависимости от пробега), PHYD (“Pay how you drive” - расчет стоимости полиса в зависимости от стиля вождения).
Телематика также дает страховщикам возможность усовершенствовать процесс урегулирования убытков. «”Черный ящик” автоматически передает извещение об аварии в сервисный центр. В результате клиент получает услуги более высокого качества и более оперативно», - говорит Иларио Биссако. Процесс урегулирования убытков запускается моментально, регистрируется достоверная информация о ДТП, появляется возможность сбора фактов для оценки обоснованности заявленного ущерба. Кроме того, полученные данные страховщики могут использовать для аналитики и разработки прогнозных моделей.
«Страховщики могут также занять центральное место в экосистеме телематики, предлагая клиентам дополнительные смежные услуги», - считает Алессандро Секки. Благодаря новым технологиям, страховые компании начинают взаимодействовать с клиентами на ежедневной основе. Это позволяет выстраивать тесные отношения с потребителями и предоставлять дополнительные услуги, включая сервисы мобильной коммерции, пакеты безопасности, развлечения и другие.
Наконец, полученные при помощи технологий телематики данные предоставляют страховщикам значительную базу для развития аналитики. По мнению Иларии Биссако, страховые компании сегодня собирают далеко не всю возможную информацию и используют ее только для решения достаточно ограниченного круга задач. Между тем, с помощью этих данных можно проводить эффективную аналитику в таких областях, как дистрибуция, андеррайтинг и убытки. При этом аналитические функции страховщиков должны быть достаточно развиты для обработки больших объемов данных.
В заключение обсуждения эксперты оценили потенциальные затраты и выгоды страховщиков от использования телематики. Среди основных затрат – стоимость телематических устройств, необходимость предоставления скидок клиентам, расходы на развитие аналитики и внедрение новой операционной модели. Однако эти инвестиции в перспективе гарантируют страховщикам важные преимущества – повышение эффективности оценки рисков, удержание клиентов за счет улучшенных программ лояльности, снижение случаев мошенничества и получение новых источников прибыли благодаря расширению продуктовой линейки.
Представители страховых компаний отметили, что в развитии телематики на российском страховом рынке существует много нерешенных вопросов: кто должен инвестировать в создание необходимой инфраструктуры и оборудования? Достаточен ли уровень развития технологий для предоставления всей необходимой страховщикам информации? Каков период и условия окупаемости проектов по использованию телематики? Однако, несмотря на существующую неопределенность, ряд российских страховых компаний уже начали реализовывать пробные проекты в этой сфере. Те компании, которые начнут внедрять новые технологии раньше конкурентов, будут обладать стратегическим преимуществом в будущем.